Предрейсовые медосмотры водителей: нововведения
Российское законодательство, регулирующее правила безопасности труда, периодически претерпевает различные изменения и дополнения, направленные на улучшение ситуации в этой сфере. Не являются исключением и правила, касающиеся безопасности труда водителей. Эта категория трудящихся является особой, т.к. их должностные обязанности связаны с эксплуатацией транспортных средств – источников повышенной опасности. Для достижения целей безопасности труда для этой категории работников и в целях снижения опасности в сфере дорожного движения проводятся предрейсовые медосмотры водителей. В 2017 году нововведения в законодательстве, регулирующем правила проведения предрейсовых осмотров, отсутствуют. Однако ранее (в 2015 году) нормативная база, регулирующая соответствующий вопрос, подверглась значительным изменениям. Рассмотрим нормативную базу, регулирующую правила проведения предрейсовых осмотров.
Нормативная база, регулирующая предрейсовые медосмотры водителей
Правила проведения предрейсовых осмотров водителей регулируются:
- ТК РФ;
- Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ;
- Порядком, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.
В нормы указанных НПА, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей, в 2017 году нововведения не вносились.
Медосмотр перед рейсом необходим для выявления возможных фактов наличия состояний и заболеваний, негативно влияющих на выполнение должностных обязанностей, связанных с управлением транспортным средством (в т.ч. состояний алкогольного и наркотического опьянения).
Проведение предрейсового осмотра водителей
В 2017 году, равно как и в году предыдущем, проходить предрейсовый осмотр обязаны все лица, исполняющие должностные обязанности шофера. Исключение составляют лишь экстренные службы.
Необходимость организовать проведение предрейсового осмотра является прерогативой работодателя и осуществляется за его счет.
Обязательные предрейсовые осмотры водителей проводятся:
- либо медицинским персоналом, не находящимся в штате работодателя;
- либо медицинским персоналом, введенным в штат.
Обязательным требованием для наличия права на проведение такого осмотра является обладание соответствующей лицензией.
В ходе осмотра осуществляются:
- выявление наличия жалоб у водителя;
- визуальный осмотр;
- измерение температуры, артериального давления, пульса;
- проверка на наличие состояния опьянения.
Предрейсовый осмотр завершается вынесением заключения:
- о выявлении признаков, не позволяющих водителю выполнять свои должностные обязанности;
- об отсутствии указанных признаков.
Соответствующие результаты осмотра отражаются в журнале регистрации медицинских осмотров и доводятся до сведения работодателя.
Заключение с выводом о выявлении признаков, не позволяющих водителю выполнять свои должностные обязанности, должно сопровождаться отстранением водителя от работы на основании ч. 1 ст. 76 ТК РФ.
Ответственность за нарушение обязанности проведения предрейсового осмотра
Ответственность в 2017 году по сравнению с предыдущим годом также изменений не претерпела.
На основании ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предоставление доступа к работе на автомобиле лицу, в отношении которого предрейсовый осмотр не проводился, может повлечь штраф:
- для предпринимателя или должностного лица — от 15000 до 25000 руб.;
- для организации — от 110000 до 130000 руб.
Кроме этого, в ст.ст. 12.32, 11.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за:
- допуск к работе шофера, находящегося в состоянии опьянения;
- нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых осмотров.
-
Послерейсовый медицинский осмотр водителей
С введением в действие Приказа № 835н послерейсовый медосмотр водителей обязателен, как и ранее, в случае управления транспортным средством отдельными категориями работников, утвержденных законодательством РФ. При этом участие в такой процедуре обязательно для всех лиц, самостоятельно эксплуатирующих автомобили, включая ИП (п. 4 стат. 23 Закона 196-ФЗ). Регулярные медосмотры перед сменой, рейсом обязательны для всех водителей, а систематическое участие в осмотрах после смены/рейса требуется только для граждан, перевозящих людей (опасные грузы).
Окончательно определена и конечная цель медицинских мероприятий – установление факта опьянения или заболевания, который служит основанием для отстранения сотрудника от работы. Алгоритм действий медработника во время осмотра не поменялся. Но отстранить водителя от работы при выявлении противопоказаний вправе только медработник с высшим образованием. Если же уровень образования соответствует средне-профессиональному, такой специалист должен направить пациента в медучреждение, где решается вопрос об оказании помощи и оформляется заключение с оценкой состояния водителя (п. 13 Приказа 835н).
Дата изменения: 27 октября, 2017 [11:29]